Анонсы

Анонсы
Далее

Что происходит на рынке ЖКХ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности? С одной стороны, есть обнадеживающие показатели по возведению нового, энергоэффективного жилья, с другой – остается высокозатратным существующий жилищный фонд, заложенный еще в советские времена.

Ответить на накопившиеся вопросы мы попросили первого заместителя генерального директора Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию Жилищно-коммунального хозяйства» Владимира Талалыкина.

Контрольная точка восстановления

Владимир Михайлович, фонд существует с 2007 г. Каких результатов удалось достичь за это время в области повышения энергоэффективности и энергосбережения в ЖКХ?

С момента своего создания в 2007 г. ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» работает над улучшением показателей работы Жилищно-коммунальной сферы как отдельных домов, так и страны в целом. Мы также являемся участниками программ по капитальному ремонту и переселению граждан из аварийного жилья в новые, благоустроенные дома, тем самым поддерживая восстановление и техническое Развитие отрасли.

Можно с уверенностью сказать, Что более 122 тыс. жилых домов, В которых при нашем содействии был произведен капитальный ремонт в рамках программ фонда, Существенно повысили энергетическую эффективность, стали более комфортными и удобными для проживания для более чем 15 млн. наших граждан.

Что было сделано для достижения таких результатов? На какие нормативно-правовые акты вы Ориентировались в работе?

Действующая нормативно-правовая база позволяет нам уверенно действовать в установленных рамках. Уже в первой редакции федерального закона № 185 «о Фонде содействия реформированию ЖКХ» предусматривалась обязательная установка приборов учета коммунальных ресурсов при ремонте инженерной инфраструктуры многоквартирного дома. Так, начиная с 2008 г., за счет средств Фонда в многоквартирных домах идет установка приборов учета. За Период 2008–2010 гг. Было установлено 74 154 прибора. Принятие федерального закона № 261 «об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» дало уникальную Возможность для реального наведения порядка в коммунальном комплексе. В соответствии с требованиями статьи 16 данного закона предприятия коммунального комплекса подлежат обязательному энергетическому обследованию в срок до 31 декабря 2012 г. При этом пункт 4 статьи 15 определяет одним из результатов энергетического обследования разработку «перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки». Нормативно-правовая база должна и дальше обеспечивать экономическую прозрачность деятельности предприятий коммунального Комплекса, определять реальную мощность и потенциал предприятий, участвовать в создании реальных инвестиционных программ, А также устанавливать порядок и сроки снижения себестоимости производимой продукции.

Одна из приоритетных задач Фонда – финансовая поддержка Структуры ЖКХ. На ваш взгляд, на сегодняшний день отрасли хватает денег? Сколько средств выделяется на нужды энергоэффективности и энергосбережения из бюджета госкорпорации?

Центром модернизации коммунальной инфраструктуры в теплоснабжении должно стать повышение энергетической эффективности многоквартирных домов, А также пересмотр системы ресурсоснабжения целых городов. Новые задачи требуют перераспределения финансовых ресурсов. По данным федеральной службы государственной статистики, полная учетная стоимость основных фондов только по производству, транспортировке и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) составляет более 635 млрд руб. износ оборудования составляет при этом 48 %. В итоге стоимость полного восстановления инфраструктуры оценивается в 948 млрд руб. Но в случае буквального восстановления оборудования по производству и передаче тепловой энергии почти 1 трлн руб. Должен быть потрачен на существующую схему теплоснабжения (заметим, что в стоимость полного восстановления заложены использованные при первоначальном строительстве материалы: чугун, сталь и т. д., которые сегодня должны быть заменены на более эффективные).

На наш взгляд, содержательный анализ состояния инженерных систем подменен бухгалтерскими расчетами. При таком подходе задача модернизации коммунальной инфраструктуры кажется фантастической и невыполнимой. В то время как в действительности объем средств, необходимых для создания эффективной коммунальной инфраструктуры, должен быть значительно меньше заявленного. Это касается не только систем теплоснабжения, где проблемы стоят наиболее остро, но и всех отраслей коммунальной инфраструктуры.

Похоже, ситуация рискует стать Тупиковой. Как с этим справиться?

Рекомендации по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, полученные в результате энергетического обследования предприятий коммунального комплекса, должны стать основой для формирования их инвестиционных программ и Должны обязательно представляться в регулирующий орган при обосновании потребности предприятия в финансовых средствах.

Инвестиционные и производственные программы должны разрабатываться на основании Программно-целевого метода планирования. Должна прослеживаться четкая связь между вложенными инвестициями и повышением технологической надежности оперативной деятельности Предприятия путем повышения Качества и снижения себестоимости производимых услуг. Регулирующие органы должны осуществлять контроль над эффективностью использования инвестиционных средств.

В случае неисполнения (не полного исполнения) инвестиционных программ без объективных причин полученные и не использованные средства должны вычитаться из тарифов на будущий период регулирования. Финансовыми источниками выполнения программ организации коммунального комплекса (ОКК) могут выступать не только платежи потребителей, но и участие предприятия в государственных и региональных программах комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры, долгосрочные кредиты институтов развития, привлечение других инвестиционных средств.

бухгалтерия абсурда

Не секрет, что раньше теплопотерям в ЖКХ не уделяли достаточного внимания, что в конечном счете привело к сегодняшним проблемам. Прокомментируйте текущее состояние дел.

Сотрудниками ГК «фонд содействия реформированию ЖКХ» совместно с научными и проектными организациями были определены основные источники потерь коммунальных ресурсов (в первую очередь тепловой энергии) в различных типовых сериях многоквартирных домов. Позже были подобраны необходимые технические решения. Сделать это было непросто. Дело в том, что строительная отрасль достаточно консервативна, любые инновации потребуют значительных капитальных вложений.

К тому же они могут быть проведены лишь после того, как прежние инвестиции уже окупились. Кроме того, не представляется возможным внедрить какие-либо технические инновации, не проверив их в деле, что, к сожалению, иногда бывает на строительном рынке. Возраст жилищного фонда, тип постройки, климатические условия – все эти факторы, естественно, не позволяют решить проблему теплопотерь в домах так быстро, как хотелось бы.

Владимир Михайлович, что главным образом препятствует развитию энергосбережения и энергоэффективности в ЖКХ?

Фонд не переоценивает своих возможностей и заслуг в вопросах доведения качества и доступности жилищных и коммунальных услуг для граждан до уровня передовых стран. Многолетнее финансирование отрасли по остаточному принципу привело к запредельному из- Носу основных фондов.

По данным технической инвентаризации, в российской федерации по состоянию на 1 января 2009 г. Физический износ основных фондов котельных составил 55 %, центральных тепловых пунктов – 50,1 %, тепловых сетей – 62,8 %, тепловых насосных станций – 52,3 %. Требуют немедленной перекладки около 16 % теплопроводов и 30 % сетей водоснабжения и канализации. В результате износа расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25–30 %, а иногда и 50 % выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители: по воде – 20 %, по электроэнергии – 15 %, по теплу – до 40 %. Печальная статистика.

По заявлениям представителей министерства регионального развития, на полное восстановление коммунальной инфраструктуры потребуется более 6 трлн рублей. Названная астрономическая сумма как бы подчеркивает практическую неразрешимость задачи. Муниципалитеты, ответственные за обеспечение жизнедеятельности на своих территориях, таких средств не имеют, организации коммунального комплекса тоже. Население основной потребитель услуг ЖКХ. Получается, что вся нагрузка по финансированию ЖКХ ложится на него.

Скачать полный материал можно по этой ссылке Документ *.pdf